Сведения о предоставленных организациям и индивидуальным предпринимателям льготах, отсрочках, рассрочках, о списании задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации

Информация по вопросу возврата и зачета государственной пошлины за совершение юридически значимых действий

Согласно статье 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина представляет собой сбор, взимаемый с плательщиков государственной пошлины при их обращении, в том числе, в уполномоченные государственные органы, за совершение в отношении плательщиков государственной пошлины юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации. Выдача документов (их дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям.

Порядок возврата и зачета государственной пошлины, уплаченной за совершение юридически значимых действий, предусмотрен статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень, в соответствии с которым уплаченная государственная пошлина за совершение юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежит возврату. В указанный перечень включены всего лишь шесть случаев для частичного или полного возврата уплаченной государственной пошлины, в том числе и случаи по уплате государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено указанной главой, и отказу лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие.

Таким образом, в случае если плательщик обратился в уполномоченный орган с заявлением за совершением юридически значимого действия в отношении себя и (или) за выдачей документов и уполномоченным органом было принято обоснованное решение об отказе в совершении указанных действий, то уплаченная плательщиком сумма государственной пошлины возврату не подлежит.

Так, в ответе на письмо по вопросу зачета государственной пошлины, уплаченной за предоставление лицензии на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, и за аттестацию лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации (письмо Министерства финансов Российской Федерации от 08.07.2011 № 03-05-04-03/47) сообщает следующее.

Согласно пункту 1 статьи 333.16 Налогового кодекса Российской Феде-рации государственная пошлина является сбором, взимаемым с организаций и физических лиц при их обращении в государственные органы за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 «Государственная пошлина» Налогового кодекса Российской Федерации.

В целях главы 25.3 «Государственная пошлина» Налогового кодекса Российской Федерации выдача документов (их дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям.

Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 333.18 главы 25.3 «Государственная пошлина» Налогового кодекса Российской Федерации при обращении за совершением юридически значимых действий, за исключением юридически значимых действий, указанных в подпунктах 1-51 пункта 1 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина уплачивается до подачи заявлений и (или) документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов.

Порядок возврата и зачета уплаченной суммы государственной пошлины за совершение юридически значимых действий определен статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень, в соответствии с которым уплаченная государственная пошлина за совершение юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 «Государственная пошлина» Налогового кодекса Российской Федерации, подлежит возврату.

На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 «Государственная пошлина» Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина подлежит возврату в случае отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие.

Согласно пункту 6 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Феде-рации плательщик государственной пошлины имеет право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия.

Таким образом, в случае если организация обратилась в уполномоченный орган с заявлением за совершением юридически значимого действия в отношении нее и (или) за выдачей документов и уполномоченным органом было принято обоснованное решение об отказе в совершении вышеуказанных действий, то уплаченная сумма государственной пошлины, на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, возврату не подлежит.

Учитывая это, зачет может быть произведен только в отношении суммы государственной пошлины, уплаченной в размере, превышающем размер государственной пошлины, установленный главой 25.3 «Государственная пошлина» Налогового кодекса Российской Федерации.

Данный вывод подтвержден и судебной практикой.

Так, постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 23.05.2013 № 11-П пункт 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации признан не противоречащим Конституции Российской Федерации. В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации положения пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации применительно к возврату государственной пошлины являются специальными, именно их буквальное толкование имеет приоритет перед буквальным толкованием иных норм данного Кодекса. Для участников налоговых правоотношений необходимо исходить прежде всего именно из буквального толкования налогового закона в связи с тем, что налоговые правоотношения основаны на властном методе правового регулирования, требующем строгого следования тексту налогового закона, с тем чтобы была обеспечена полнота и своевременность взимания налогов и сборов с обязанных лиц и одновременно – надлежащий правовой характер связанной с изъятием средств налогообложения деятельности уполномоченных органов и должностных лиц.

Вывод Конституционного Суда Российской Федерации в том, что пункт 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации как по своему буквальному смыслу, так и во взаимосвязи с положениями статьи 333.33 данного Кодекса не предполагает возврата уплаченной государственной пошлины в случае отказа в предоставлении документов.

В постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 08.02.2011 по делу № А12-9790/2010 указано:

«Согласно статье 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина представляет собой сбор, взимаемый с плательщиков государственной пошлины при их обращении, в том числе, в уполномоченные государственные органы, за совершение в отношении плательщиков госпошлины юридически значимых действий.

Выдача документов приравнивается к юридически значимым действиям, за совершение которых государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) должностные лица, уполномоченные в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, взимают с организаций и физических лиц государственную пошлину, являющуюся сбором.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина, уплаченная плательщиком за совершение определенных действий, подлежит возврату частично или полностью только в том случае, если плательщик отказался от совершения в отношении него данных действий до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие.

Возврат государственной пошлины при отказе в выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрен.».

В постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 12.08.2011 по делу № КА-А40/8331-11 указано:

«Статьей 333.40 НК РФ определены основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины, уплаченной за совершение юридически значимых действий.

Такие юридические значимые действия как проверка на предмет соответствия деятельности общества лицензионным требованиям и условиям, по результатам которой принято решение об отказе выдаче лицензии, как установлено судом первой инстанции, проводилась дважды.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Кодекса уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае, если соискателем лицензии на розничную продажу алкогольной продукции уплачена государственная пошлина за предоставление уполномоченным органом данной лицензии в большем размере, чем предусмотрен срок действия выданной лицензии.

Факт уплаты обществом государственной пошлины за предоставление уполномоченным органом лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в большем размере, чем предусмотрен срок действия выданное лицензии, при рассмотрении дела не установлен.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 333.40 Кодекса государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие.

Факт отказа общества, уплатившего государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие также не установлен.

Перечень указанных в статьей 333.40 Кодекса оснований, в силу которых может быть произведен возврат или зачет государственной пошлины, является исчерпывающим.

Отказ в выдаче лицензии в качестве основания для возврата уплаченной государственной пошлины статьей 333.40 Кодекса не предусмотрен.».

В постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13.08.2012 по делу № А56-61134/2011 указано:

«Исходя из положений пункта 1 статьи 333.16 Налогового кодекса Рос-сийской Федерации, государственная пошлина — это сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 настоящего Кодекса, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой.

Порядок возврата государственной пошлины регулируется положениями статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации. Перечень оснований возврата госпошлины исчерпывающий, не подлежит расширительному толкованию. В нем не предусмотрен возврат государственной пошлины при отказе в государственной регистрации юридического лица.

Учитывая, что при принятии решения об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией налоговый орган совершает юридически значимое действие, в результате которого налогоплательщику выдается решение, а все сведения о поданных документах заносятся в Единый государственный реестр юридических лиц, то госпошлина не подлежит возврату заявителю.

Поскольку при повторной подаче обществом документов для государ-ственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией отсут-ствовал документ об уплате государственной пошлины, налоговым органом вынесено правомерное решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с непредставлением определенного подпунктом «в» пункта 1 статьи 21 Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» документа, подтверждающего уплату госпошлины.».

Согласно пункту 6 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Феде-рации плательщик государственной пошлины имеет право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия.

Поэтому зачет может быть произведен только в отношении суммы государственной пошлины, уплаченной в размере, превышающем размер государственной пошлины, установленный главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации.